top of page
Search
  • Writer's pictureEfim Piflax

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ

МИЛИЦЕЙСКАЯ ВАКХАНАЛИЯ,

ИЛИ ПОСОБИЕ ПО СБОРУ ВЗЯТОК.

Мы, бизнесмены, воспитанные на советской культуре и правилах, порой наивны и добры к людям, к ситуации. Мы, зарабатывающие деньги головой, мозгами, идеями, проектами, иногда круглосуточной работой, набираемся опытом, которым владеют уже сотни лет в капиталистических странах. Там, на «западе» самое наказуемое преступление в бизнесе – неуплата налогов и взятки. Я не говорю, что там «не берут и не дают». Но размеры взяточничества в бывшем постсоветском пространстве и в цивилизованных, экономически сильных и стабильных странах – понятия и цифры – не соизмеримы. На таком уродливом явлении, как взятка, держится практически вся жизнь в бывших республиках СССР. Не исключение и Узбекистан.


Однажды, лёжа на шконке в палате «сангорода», я вспомнил, что «первый звонок» опасности жизни в стране, которой я отдал силы и здоровье, был получен шестого марта 1999 года. В тот год 16-го февраля в центре Ташкента прозвучало несколько мощных взрывов. Бомбы взорвались в течение часа-полтора, и были направлены на несколько правительственных зданий. Вполне возможно, что пять взрывов отвлекали от шестого, который, как полагали, являлся попыткой покушения на президента Ислама Каримова. Тогда шестнадцать человек были убиты, а более ста двадцати получили ранения.

Через два часа после взрыва, президент Каримов и руководители узбекских сил безопасности заявили, что ответственные за теракты – это исламские боевики. Под это дело были арестованы, по разным оценкам до пяти тысяч человек. Правозащитные организации раскритиковали задержания людей, доказывая, что аресты были незаконны. Они обвинили правительство Узбекистана в вымышленных доказательствах и в получении признаний с помощью пыток.

Предположительно, повторяю, предположительно правительство обвинило в этих терактах Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Но на самом деле, реальные заказчики и исполнители, на наш взгляд, так и не были найдены (ссылка из интернета, Википедия).


Итак, 16-е февраля. В этот день я вернулся из очередной поездки из Израиля, где мы 15-го февраля отмечали день рождения моего отца. О взрывах услышал на работе. Попытался позвонить домой и к родственникам, но все телефонные линии были заняты. Через некоторое время позвонил мой брат и сообщил о том, что последствия взрывов ужасные: кругом трупы, кровь, перевёрнутые машины. Он видел всё это собственными глазами, поскольку работал рядом.

Почему я об этом рассказываю, вы сейчас поймёте.

Перед праздником 8-е марта наш коллектив, как и полагается, собирался отметить это событие и поздравить коллег-женщин. Мужчины накрыли стол, а мы с моим другом и партнёром собирались поехать в магазин за подарками. Дело было 6-го марта. В моём кабинете раздался телефонный звонок. Поднимаю трубку, звонят из управления внутренних дел:

– Ефим Борисович, здравствуйте, вам звонят из УВД, не могли бы вы подъехать к нам, мне надо поговорить с вами об одном деле.

– Простите, но я занят сейчас, буду свободен – приезжайте, если надо поговорить, ко мне на работу. Позвоните, договоримся, я вас приму.

Почему я так ответил? Потому что при наших связях я мог себе это позволить.

– Ну что вам стоит, Ефим Борисович, разговор на две минуты. Приезжайте.

– Да занят я сейчас, тем более праздник мы сегодня отмечаем у нас в коллективе.

– Да, я понимаю, в общем, приезжайте сразу, как только сможете, мы вас ждём в любой ближайший день удобный для вас.

Спускаюсь к Садыку, говорю о звонке, он отмахивается, да пошли ты их к чёрту, если что, позвоним куда надо. Не переживай. Садимся в машину и едем в магазин за покупками. Проезжали как раз мимо здания УВД. Я говорю, слушай, Садык, давай я зайду на пару минут, узнаю, в чём дело, чтобы на праздники не думать об этом и быть спокойным.

Звоню следователю, говорю, что я тут проезжаю рядом, могу зайти переговорить. Тот отвечает, что сейчас выйдет к воротам и встретит меня. Подъехали к воротам управления, следователь меня встретил, я спрашиваю, в чём дело, он отвечает, что здесь говорить неудобно, давайте зайдём внутрь здания в его кабинет.

– Но у меня даже паспорта с собой нет.

– Не страшно, вы же идёте со мной.

Садык с водителем остался ждать меня в машине на улице, а мы со следователем вошли в здание управления. О том, что меня там ждёт, я, естественно, не подозревал.

Входим в кабинет, в котором сидит офицер, начальник недавно созданного при УВД отдела по борьбе с терроризмом. Он вежливо поздоровался со мной, а потом спрашивает:

– Ефим Борисович, вы знаете о взрывах в Ташкенте, о терактах?

– Конечно, знаю.

– Как вы думаете, что надо сделать с теми, кто это совершил?

– Головы им надо отрывать прилюдно, чтобы все видели. Чтобы никому не захотелось такое повторить, мы должны жить в мире и спокойствии.

– Правильно говорите. А что делать с теми, кто организовал теракты, кто спонсировал этих негодяев? Кто даёт им деньги на это?

– Да то же самое, что и с теми, кто это совершил.

– Правильно мыслите, а теперь пройдёмте на минутку в другую комнату.

Заводят меня в соседнее помещение, по-моему, это был небольшой зал заседания. Там на стуле сидел какой-то человек, с лицом похожим на огромный кусок мяса. Рядом несколько человек, похоже, понятые и несколько солдат спецназа с автоматами. Начальник указал на меня пальцем и спрашивает у «куска мяса»:

– Посмотрите, это он?

– Да, он.

– Он к вам приезжал? Деньги и листовки он привозил?

– Да, он привозил деньги и листовки.

Тут я сообразил, что идет очная ставка, что меня просто кто-то оговаривает.

– Ты что говоришь? Я тебя знать не знаю, что ты тут несёшь? – громко и с волнением начал говорить я тому человеку. И вдруг слышу крик:

– Молчать! Руки за спину! Пошёл отсюда! Понятые всё зафиксировали, так что не отпирайся! Вывести его отсюда!

Я пытаюсь возражать, но – бесполезно. Меня арестовывают, вытаскивают всё из карманов, забирают часы, мобильный телефон. Странно только, что денег не взяли. Напомню, что Садык ждёт меня в машине на улице.

После всего этого, сажают в кабинете напротив следователя и говорят:

– Ну, признавайся, как всё было?

– Вы соображаете, что вы творите, – отвечаю я, – вы арестовываете меня, еврея по национальности, который занимается бизнесом, который заинтересован в мире и стабильности. Человека, который родился и вырос здесь, любит свою семью, работает на благо республики, создаёт рабочие места. Как вы до такого додумались – обвинять меня в терроризме?

– Нет, наоборот, вам наверно не нравится наша власть, наш президент, не нравится, что нет конвертации валюты. Вот такие, как вы, и дают деньги на организацию террора, потому что – откуда у террористов деньги? А? Они только исполнители, заказчики и спонсоры – вы! Давай, пиши и во всём сознавайся! Пиши, кто у тебя «крыша», кто тебя прикрывает, кто ещё с тобой работает. И учти, мы подчиняемся напрямую самому президенту, никто тебе на помощь не придёт.

– Слушайте, да вы с ума сошли, не буду я ничего писать, ничего такого я не делал. Если бы вы меня арестовали по делам бизнеса, то давно знали бы, кто моя «крыша».

– В общем, так, сиди тут и хорошенько всё обдумай, а мы пойдём, пообедаем, времени у нас много.

И вдруг, неожиданно говорит этот самый следователь такое, отчего мне как-то легче стало:

– Мы обедать собрались, ты нам чего-нибудь подбрось на обед.

У меня в кармане было триста тысяч сумов, я их достал из кармана и передаю ему. Он открывает ящик письменного стола и предлагает положить туда деньги. Кладу, а он собирается выйти из кабинета. Что-то у меня в мозгах щёлкнуло, и я преграждаю ему путь.

– Забери деньги, – говорю я ему.

– Почему?

– Потому что ты сейчас выйдешь и придёшь с понятыми, обвинив меня в даче взятки, ведь на деньгах только мои отпечатки пальцев.

– Я что, – говорит он, – подлец, подонок, я так не могу сделать.

– Нет, – отвечаю, – это я подлец. А ты порядочный, забирай деньги, или я их снова положу себе в карман.

Короче, он забрал деньги, потом позвал автоматчиков, приказал им стеречь меня и уехал. Представляете? Я сижу в диком смятении, не знаю, что и думать, телефона нет, в туалет иду под дулом автомата. В открытую дверь мне был виден коридор, по которому то и дело протаскивали людей избитых до полусмерти – всё это действовало на психику. Было ощущение, что я нахожусь в гестапо у Мюллера из «Семнадцати мгновений весны».


Вдруг в коридоре я увидел знакомое лицо, но виду не подал, поняв, что Садык позвонил «куда надо». Позже я узнал, что ему там ответили – ничего поделать не могут, поскольку новый отдел напрямую подчиняется президенту. Никто не хотел подставлять себя. Знакомые мне люди пару раз проходили мимо кабинета, видимо, пытаясь понять, в каком я состоянии и передать это Садыку.

Начальник вернулся лишь к одиннадцати часам ночи. А что ему – поужинал, выспался…

– Ну, подумал? Я тут навёл справки о тебе, говорят, нормальный мужик, с которым можно дело иметь.

– Для этого тебе нужно было исчезнуть на восемь часов, испортив мне настроение и праздник?

– Давай, рассказывай, что ты тут надумал, отпираться не получится.

– Хорошо, пиши: все теракты в Узбекистане организовал я. Я нанял людей, отпечатал листовки, я распространял их, я давал деньги на организацию и планирование терактов. Я признаюсь во всём полностью.

Надо было видеть его глаза!

– На что ты рассчитываешь?

– Я рассчитываю на то, что это дело должно быть раскрыто до конца! Доложите президенту, что вы поймали еврея, бизнесмена, у которого есть несколько предприятий, который платит налоги, и он всё это совершил. Если вам поверят, покажите меня по телевизору, скажите, что вы поймали самого главного террориста.

Начальник начал смеяться, он понимал, что всё шито белыми нитками, и обвинить меня в чём-то у него не получится.

– Что будем делать? – спросил он меня вдруг.

– Я понимаю, – ответил я, – что вам голодно, надо семьи кормить.

– Правильно понял, вот у вас, у богатых бизнесменов, деньги есть, вы всё можете купить, а у нас тоже дети, им кушать надо, игрушки надо покупать, мы тут сидим по ночам, работаем, а зарплата у нас, сам знаешь, какая? С кого мы должны взять деньги? С тех, кто теракты совершает, кто организовывает их? Да нищие они, ничего у них нет, вот и приходится… Так что, пойдём в подвал.

Мы подошли к лестнице, затем поднялись на один этаж вверх и заводит меня в кабинет начальника другого управления, а там сидит Садык. Со слезами на глазах обнялись. Я понял, что избежал чего-то страшного.

– Короче, – говорит начальник отдела по борьбе с терроризмом, принесите чего-нибудь «на совесть», и дело с концом.

Речь, конечно же, шла о взятке.

– А за что мы должны тебе давать что-то, – спросил я.

– Не умничай, мы можем сейчас прийти к тебе домой и на работу, сделать обыск. Как ты думаешь, найдём ли мы то, что нам надо найти? Обязательно найдём. И что останется от твоей фирмы, от тебя самого? Вот, то-то же! Так что идите, завтра жду вас к десяти утра, сами знаете зачем.

И мы вышли из здания, было два часа ночи, а у ворот меня ждали многие мои сотрудники-мужчины. Все вместе поехали на работу, снова накрыт был стол, выпили за женщин, которые уже к тому времени ушли домой. И тут я сообщаю им, что наверно брошу всё и уеду в Израиль, так жить невозможно. Меня, конечно, начали уговаривать остаться, мол, столько сделано, столько сил и энергии вложено…

Утром собираемся к следователю. Думаем, сколько дать: дать пять тысяч долларов, мало, десять тысяч – вроде нормально. В принципе – дашь им пятьдесят тысяч долларов, всё равно скажут мало. Так что разделили десять тысяч на две пачки, попробуем сначала дать пять, а там видно будет.

Приезжаем, вручаем пять тысяч.

– Ну, вы даёте, вы что, смеётесь, отделаться за «пятёрку»?

Даём ещё пять, Садык говорит, что и эти деньги заняли, мол, больше нету. Следователь снисходительно соглашается, принимает взятку и отпускает нас с миром. А вскоре его назначили начальником Мирабадского районного отделения милиции города Ташкента.


После этого случая я разговаривал со многими знакомыми, которых тоже вот так вызывали, и которые тоже откупались, кто давал тысячу, кто – две, кто пять тысяч долларов взятки. Напомним, что под это дело были арестованы, по разным оценкам до пяти тысяч человек. Неплохой «урожай» собрали некоторые работники правоохранительных органов.

312 views0 comments

Recent Posts

See All
bottom of page